В «Яндексе» придумали, как определять доходы пользователей своих сервисов, и уже зарегистрировали соответствующий патент. В качестве определяющего фактора выступит специальность пользователя, а определять профессию планируется по звукам и приложениям, которые использует тот или иной человек. Эти данные будут поступать со смартфона.
Утверждается, что такая технология может использоваться для персонализации рекламы или запуска нового сервиса. Однако с тем же успехом её можно использовать и для шпионажа. Тем более что в описании к патенту говорится не просто о «прослушке», но и об анализе звукового фона. В частности, речь идёт о работах по сносу, плотницкой деятельности и так далее. Также в списке фигурируют работы водителя такси, курьера, официанта и художника, определяемые по звуку.
Кроме анализа аудиосоставляющей, предлагается использовать данные GPS, анализировать используемые веб-сервисы и так далее. При этом проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов заявил, что такой подход не всегда даст точную информацию о доходах человека. Ведь «звуковой портрет» санитарки и главврача будет сходным.
«Допустим, «вилка» зарплаты экономиста в Москве — от 40 тыс. до 1 млн рублей, и сведения о квалификации конкретного специалиста трудно получить по данным смартфона. Опять же, даже точное знание ежемесячного дохода ничего не говорит о возможностях: человек может как тратить только на себя, так и содержать жену, детей, родителей», — заявил он.
Технически «шпионить» могут все приложения «Яндекса» — почта, поисковик, «Такси» и другие. Но самое интересное кроется в «Политике конфиденциальности». Там говорится, что компания может не только сама использовать собранные данные, но также делиться ими с партнёрами, рекламодателями и спецслужбами. А в качестве клиентских устройств выступают как ПК и смартфоны, так и сетевое оборудование.
В пресс-службе «Яндекса» отказались отвечать на вопросы «Известий» по этой теме, а лишь заявили, «что не все технологии, которые патентуются, потом используются». Это также было названо нормальной практикой для компаний. А один из авторов идеи Леонид Шныр заявил, что у проекта большой потенциал, хотя, возможно, он и не будет реализован. Однако если это произойдёт, то только в рамках законодательства.