Эти ошибки могут свести на нет все усилия и попытки получить заказы. Проверьте, допускаете ли Вы типичные ошибки начинающих фрилансеров? Если проблемы есть, самое время их исправить. Советы из статьи подскажут, как это сделать.
1. Ожидание, что заказчик расскажет, что ему нужно.
Задача исполнителя – решить проблему клиента. Немногие заказчики могут объяснить, что им действительно нужно. Поэтому исполнитель должен помочь клиенту сформулировать задачу путем наводящих вопросов и уточнений. Для этого необходимо его распросить про каждую услугу.
Например, если спросить клиента, какой сайт ему нужен, Вы не получите в ответ четкие требования. Клиент может не знать, какие сайты вообще существуют и какие функции можно на них сделать. Клиенту проще ответить на такие вопросы, как:
Нужен ли на сайте каталог товаров?
Нужно ли сделать возможность заказа товаров через сайт?
Нужно ли сделать возможность оплаты заказов через сайт?
На этапе составления задания важно задать клиенту вопросы, ответы на которые помогут вам понять, что действительно нужно заказчику и какой результат он хочет получить. Посмотрите подобные моменты у конкурентов и студий, и на их основе составьте свои.
2. Желание быстрее перейти от продажи к работе.
Часто процесс продажи занимает больше времени, чем само выполнение работы. Вы можете вести переговоры об отрисовке баннера полдня, а сделать работу за час. Это нормально. Не злитесь, когда клиент задает много вопросов и стремится все уточнить. Вы для него – новый человек, и заказчику важно убедиться, что Вы подходящий исполнитель.
Вы сами задаете продавцам тысячу вопросов, когда покупаете
3. Ожидание, что каждый клиент сделает заказ.
Если каждый клиент, который пишет Вам – делает заказ, значит, Вы или уникальный специалист, или слишком мало берете за свои услуги. На практике большинство клиентов, которые напишут Вам, ничего не закажут, и это нормально.
Посмотрите, сколько посетителей в торговых центрах реально что-то покупают? Далеко не все. Девушка может обойти 20 отделов, и сделать покупку только в одном. На фрилансе то же самое. Клиенты общаются с десятками исполнителей и делают выбор в пользу того, кто покажется им наилучшим кандидатом.
Отказы – это нормально.
4. Желание работать с любым клиентом.
Клиент подолгу не отвечает на письма, не может сформулировать мысли или ведет себя грубо. Но начинающий фрилансер соглашается начать работу. Это ошибка. Работайте только с теми людьми, которые Вам приятны и с которыми Вы уверены, что сможете наладить отношения. Не работайте с грубиянами и неадекватными заказчиками. Негативный опыт может надолго отбить желание заниматься фрилансом и значительно снизить Вашу мотивацию.
5. Неправильная оценка собственного уровня.
Вы пишете, что являетесь опытным веб-программистом, а на практике умеете устанавливать WordPress и подключать плагины, и более ничего. Вы пишете, что являетесь журналистом, а на деле не знаете особенностей жанров, не имеете опыта работы в СМИ и профильного образования. Вы вводите клиента в заблуждение относительно Вашего опыта и квалификации, желая получить заказ.
Даже если у Вас это получится, Вы не сможете выполнить работу и пополните ряды фрилансеров, которые исчезли в процессе выполнения проекта.
Объективно оценивайте Вашу квалификацию. Не бойтесь учиться новому. Участвуйте в конкурсах, чтобы оценить свой реальный уровень. Не бойтесь увидеть, что есть люди, которые намного выше в профессии. Тянитесь к их уровню, не замыкайтесь в себе.
6. Отсутствие выстроенных процессов.
Процессы – это действия, которые Вы выполняете для получения результата, за который платит клиент. Как правило, у начинающих фрилансеров процессы не отработаны, что вызывает множество проблем с качеством работы и организацией.
Для примера возьмем услугу по созданию баннера. Процесс ее оказания можно разбить на следующие этапы:
Уточнение у заказчика подробностей его заказа.
Подготовка чернового варианта баннера или вариантов.
Узнавание недоработок и доделка баннера.
Сдача проекта и получение оплаты.
У многих ли начинающих фрилансеров есть четкая последовательность процессов, которые они выполняют для получения результата? Обычно отработанных процессов нет, что вызывает множество накладок.
7. Плохо оформленное портфолио.
Большинство клиентов попросят у Вас портфолио, и сделают свой выбор, опираясь на уровень его оформления. Да, да, именно оформления, а не уровень описанных в нем проектов! Красивая обертка творит чудеса, поэтому именитые бренды вкладывают много средств в качественный дизайн своих продуктов.
Неказистое портфолио – как грязная рубашка. Вас не выгонят с собеседования, но точно не возьмут на работу.
Не поленитесь красиво оформить свое портфолио. Если Вы не дизайнер, найдите подходящего специалиста в нашем каталоге дизайнеров. За небольшую плату коллега оформит Вам портфолио, которое будет привлекать клиентов.
8. Я – новичок.
Многие начинающие фрилансеры пишут в своих резюме об отсутствии опыта работы вместо того, чтобы сделать акцент на сильных сторонах. Естественно, не нужно писать, что опыт есть, когда он отсутствует. Но и не нужно делать акцент на отсутствии опыта и том факте, что Вы – новичок.
9. Отсутствие настойчивости.
Не бойтесь лишний раз напомнить о себе. Иногда заказчики не отвечают, потому что забыли или замотались. Если Вы не получили ответ на Ваше письмо, напишите повторно через 2-3 дня. Возможно, что во второй раз ответ получите. Однако не стоит быть излишне настойчивым и писать клиентам постоянно. Этим Вы добьетесь обратного эффекта.
10. Неумение планировать рабочий день дома.
Когда работаешь дома, тысячи дел отвлекают от выполнения проекта. Научитесь планировать рабочий день и контролировать свое время.
Не отвлекайтесь во время работы и приучите близких не беспокоить, когда Вы занимаетесь проектами.
Надеюсь, что данная статья поможет Вам избежать типичных ошибок начинающих фрилансеров и быстро стать успешным специалистом в нашем деле. Удачи вам во фрилансе!